Сто лет плюшевого мишки

Ребенок с мишкой идут по лестнице
Поделиться этой публикацией

В 2003 году исполнилось сто лет со дня создания плюшевого мишки. Хотя медведи в качестве игрушек существовали и раньше, их популярность можно датировать ноябрем 1902 года, когда Теодор Рузвельт отказался убить медвежонка во время охоты. Плюшевые мишки были частью детства именно с тех пор. А в наши дни для многих, особенно антикварных торговцев и коллекционеров, они являются важной частью взрослой жизни и часто приносят высокие доходы.

Как отмечали сто лет мишек в Ливерпуле и Лондоне

В ознаменование столетнего юбилея в Ливерпуле с 19 октября 2002 года по 23 февраля 2003 года проходила выставка «История плюшевого мишки: 100 лет плюшевого мишки», а с 29 марта 2003 года по 31 декабря 2003 года-в Лондоне в Музее детства Бетнал-Грин (BGMC). Медведи поступали из многих мест, в том числе из других музеев и частных коллекций, и BGMC планировал одолжить около 100 плюшевых мишек для этой выставки.

В настоящее время коллекция музея BGMC насчитывает почти 200 медведей. Но ни один из них не был обследован или обработан в обозримом прошлом. Изучение и работа над большим количеством игрушек, начиная с 1905 года и до наших дней, обеспечили непревзойденную возможность обучения с точки зрения оценки материалов и свойств износа. А также ремонта любимой игрушки, все еще находящейся в употреблении.

Это дало возможность изучить коллекцию в целом, определить ее общее состояние и дать рекомендации в отношении текущей стратегии сохранения.

сто лет порванному мишке
Музейный экспонат, мишка Тедди с оторванной головой и порванной лапой

Оценка износа игрушек

Все медведи были оценены по шкале 1-4 от хорошего до неприемлемого, включая комментарии, касающиеся требований к лицу/опорам/креплениям. Всего было собрано 188 медведей, которым потребовалось 540 оцененных часов «лечения». Поскольку на эту выставку было выделено всего 240 часов работы, куратору пришлось отобрать наиболее важных для этой выставки медведей. Необходимо было включить некоторых из них в программу реставрации. Это те игрушки, которые больше всего нуждались в ней. Остальные были признаны рабочими для этой программы.

Решение по реставрации

Рентген мишки, которому сто лет
Рентгенограмма мишки, показывающая положение крепежных болтов

Работа по реставрации для выставки была проведена ​​в соответствии с приоритетностью. Учитывалась редкость и важность медведей. Также она включала тех, кто больше всего нуждается в ремонте. 

Более современные медведи (созданные после 1960) были отложены. В общей сложности 48 медведей, наиболее важных для выставки, были отобраны для реставрации. Они были распределены по двум группам:

  • те, которые нуждались в основной реставрации,
  • те, которые были «стабильными», но нуждались в базовом уходе и косметическом восстановлении. 

Было решено, что ко второй группе медведей реставраторы будут относиться к ним, как можно внимательнее. Работая над ними в дополнительные часы между работой над другими проектами. 

Из-за того, что многие медведи были поражены насекомыми, все медведи и те, которые находились рядом с ними, а также пакеты с одеждой связанных плюшевых мишек, хранящиеся рядом с зараженными медведями, были включены в «программу замораживания».

Реставрация

Столетний мишка в платье
Тедди с деформированными руками из-за того, что шестидесят лет носил одно и то же платье. Фотограф Marion Kite

Конструкция плюшевого мишки проста. Есть небольшие вариации в способах крепления головы, рук и ног к туловищу.

В большинстве случаев голова, ноги и руки изготавливаются, а затем крепятся к корпусу с помощью шайб и болтов, разрезных штифтов или других способов фиксации для сочленения. Тело — это последняя часть, которая должна быть набита и закрыта либо спереди, либо сзади.

Один из вариантов заключается в том, что туловище дополняется шайбами для рук и ног и креплениями на месте вместе с кругом из ткани плюшевого мишки. Чучела рук и ног затем пришиваются к этому кругу таким образом, чтобы вставить их в пройму. Наконец, голова с ее шайбой, фиксатором и тканевым кругом пришивается к завершенной части туловища. Сшивание, которое часто бывает грубым, теряется в шерсти.

Когда метод, выбранный для сочленения рук, ног и головы, был не ясен, и когда эти части болтались или совсем оторвались, игрушек носили на рентген. Рентгенография медведя неоценима. На ней видны гвозди, винты, расщепленные штыри или другие части внутренней арматуры или конструкции могут быть четко выделены.

Основной ущерб

Мишка без одежды
Тот же мишка, что на фото выше, но без платья. Фотограф Marion Kite

Основной ущерб плюшевым медведям наносится в результате использования. Оно часто усугубляется плохим ремонтом и длительным плохим хранением. Плюшевый ворс изнашивается, ступни и лапы становятся изношенными и тонкими, и в конце концов внутренняя набивка высыпается. Глаза и уши иногда отрываются, а в лучшем случае просто болтаются. Все-таки сто лет дают о себе знать.

Суставные крепления либо ломаются и конечности отваливаются. Либо крепления становятся слабыми и растянутыми, так что головы падают вперед и кивают. Руки и ноги становятся очень слабо прикрепленными к телу. В течение длительного времени непрерывного использования набивка уплотняется, ломается и превращается в пыль. Из-за этого мех зверя провисает, а набивка уплотняется на концах рук и ног.

В нашем мире выброшенные плюшевые мишки — редкость. Эти игрушки не являются одноразовым предметом. Ремонт часто проводился дома. Чтобы продлить жизнь любимого компаньона для маленького ребенка, обезумевшего от мысли о том, что его разлучат с их плюшевым мишкой. Изношенные участки заштопывали, ступни и лапы залатывали. Часто это происходило с использованием кожи от старых перчаток или старых носков. Носы заново вышивали. А потерянные глаза заменяли пуговицами, новыми вышитыми глазами или заменяли на другие и не соответствующие им глаза.

Часто медведям надевали плохо сидящую одежду, которая сжимает руки или тело и со временем раздавливала набивку внутри. Тем самым вызывая деформацию медведя. В конце концов, убранные и отправленные на чердаки или другое неподходящее длительное хранение, медведи становились грязными, пыльными и поеденными насекомыми. Именно в таком состоянии многие медведи начала 20-го века попадают в музейные коллекции. Это также относится к большей части коллекции BGMC.

Сохранение мишек, которым сто лет

Консервационные процедуры для медведей музея BGMC состояли из:

  • удаления старых заплаток,
  • поддержки слабых участков,
  • заполнения областей потери набивки,
  • очистки,
  • повторного прикрепления свободных конечностей,
  • некоторой переформовки,
  • новой набивки.

Хотя это обычная практика возвращения измененного объекта к его самой ранней форме, иногда изменения, сделанные в течение жизни, имеют большое значение. Медведи с особым происхождением или связанные с любящей их семьей, возможно, получали ремонт, имевший историческое значение. Поэтому было очень важно установить тесную связь с куратором до начала лечения. Ремонт варьировался в зависимости от хрупкости материала, из которого был сделан медведь. А также от того, как грязь сочеталась с тканью.

В очистительных процедурах использовалась деионизированная вода, моющие средства, химические губки, пылесос. Большинство медведей после чистки слегка распаривались и расчесывались, усиливая их иногда довольно раздавленный внешний вид.

Ремонт игрушек

Для ремонта использовались кусочки из льняного полотна, цвет которых соответствовал оригинальной плюшевой ткани. Ступни и лапы имели подобранные по цвету подставки из хлопчатобумажной ткани. Иногда для покрытия слабых участков, где вставленные опоры были неуместны, использовали подобранную по цвету нейлоновую сетку или стабилизаторы. Там, где свободные части тела нуждались в повторном соединении, необходимо было частично разорвать шов, чтобы получить доступ к соединению. Реставраторы обеспечили замену разъемных штифтов и шурупов.

Повторное наполнение провисших медведей было спорным этическим вопросом. Большое количество споров среди реставраторов вызвали вопросы о наиболее подходящем материале для использования и о том, следует ли их снова наполнять.

Британский музей
Британский музей детства (BGMC), где проводилась выставка

Древесные опилки еще сохранены, но являются кислым и твердым материалом, и в некоторых случаях изношенная ткань медведей не выдержала бы набивки до прежнего твердого состояния. В конце концов была выбрана полиэфирная вата, поскольку она инертна, легка и пружиниста. Игрушки сохранят свою форму, но вата будет очень слабо натягиваться на хрупкую ткань. Это волокно использовалось там, где было необходимо придать форму особенно провисшим и раздавленным медведям.

К окончательному сроку все 48 медведей были обработаны. На реставрацию было потрачено в общей сложности 363 часа. Отчет о состоянии 318 медведей перед упаковкой, занял еще 35 часов. Это включало в себя цифровую фотографию, чтобы проиллюстрировать конкретные области повреждения и загрязнения на медведях.

Некоторые медведи, взятые взаймы из частных коллекций, также нуждались в заморозке, так как на нескольких игрушках были найдены коконы моли. Это дополнительное замораживание составило еще 15 часов работы.

Подводя итог: на эту выставку было выделено всего 240 часов времени обработки. На самом деле 443 часа было потрачено на то, чтобы довести игрушки до стадии, когда они были готовы к упаковке для выставки.

Смотрите также видео о том, легко ли реставрировать мишек:

Поделиться этой публикацией

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector